вторник, 13 октября 2015 г.

Портрет Дориана Грэя

Вот я осилила очередную книгу для Книжного марафона! На этот раз я расскажу о впечатлениях от "Портрета Дориана Грэя" Оскара Уайльда. По этой книге был снят фильм с обворожительным Беном Барнсом, но я пока его не видела полностью, поэтому о различиях книги и фильма поговорю позже.
 
Пожалуй, самым большим потрясением для меня было... внешность Дориана! Из-за каких-то увиденных ранее сцен из фильма в голове прочно поселился образ черноволосого красавчика Дориана. А в книге он не только блондин, но и кудрявый! Сначала пыталась избавиться от неправильного образа, но теперь в голове живут 2 Дориана.
 
А теперь поговорим серьёзно. Книга мрачная, противоречивая, неоднозначная, она поднимает разные проблемы. Ценность красоты, молодости, важность удовольствий в жизни и вечный вопрос, как правильно жить. С самого начала противопоставляются 2 точки зрения - лорд Генри, сторонник гедонизма, удовольствий, циник и художник Бэзил Холуорд. Между этими странными приятелями, вечно спорящими, оказывается Дориан Грэй, юноша с идеальной внешностью. С каждой новой встречей с новым знакомым лордом Генри о всё больше отдаляется от Бэзила. Увидев свой портрет, написанный художником, Дориан после сильно повлиявшей на него беседы с лордом Генри желает, чтобы его портрет старел вместо него. Но с желаниями надо быть осторожнее.


В начале романа Дориан представился мне каким-то странно наивным, слишком мягким, похожим на Бэзила. Но если в Бэзиле чувствуется нравственность в смеси с наивностью и творческим духом, поиском идеала, то в Дориане есть только отражение этих качеств, он похож на несформированный кусок пластилина, которому любой может придать какую угодно форму. Мне показалось, он сам себя не знает, не понимает. Именно поэтому он так легко и быстро оказался под влиянием лорда Генри, который мне противен. Разумеется, в каких-то его речах есть часть правды, но все эти крупицы противоречия окружающему устою, которые могут быть правдой с определённой точки зрения, он доводит до абсурда.
 
Затем Дорианом управляет тщеславие, страх раскрытия его тайны, гордыня. Вся его жизнь - сплошной порок и обман. Даже "единственное доброе дело", как он сам его называет, оказывается продуктом тщеславия. Да и вообще мне этот поступок не кажется добрым.
 
Удивляет Бэзил, который бесконечно верил в своего друга Дориана. Именно поэтому мне его так жалко, к тому же его конец тоже печален. Так верить, быть так преданным другу, а потом быть преданным им. По-моему, это настоящая трагедия, возможно большая, чем трагедия самого Дориана. Да, он страдал, но он сам выбрал свой путь из-за неспособности противостоять и обдумывать чужое мнение. Возможно, он изначально был таким, просто не осознавал это, но его преступлениям я не могу найти оправдания.
 
Из этой истории можно вынести разные уроки. Жизнь, как у Дориана Грэя, приводит к плохому концу. Внешность не главное. Тайное становится явным. Бэзил - мученик. Жизнь - страшная и тяжкая штука. Много разных моралей можно придумать. Я не могу выделить какую-то одну мысль, которая для меня важнее из всего вороха. Разумеется, "Портрет Дориана Грэя" произвёл на меня огромное впечатление. Неоднозначное, но огромное. Здесь есть, над чем задуматься.

2 комментария:

  1. Тоже читала это произведение, очень интересно, конечно, множество уроков можно вынести.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я помню твою рецензию, очень интересная! Тогда я и включила "Портрет" в обязательный список книг, вдохновившись рецензией

      Удалить