понедельник, 30 ноября 2015 г.

Обломов, обломовщина и безнадёжность

Изначально я хотела посвятить пункт "Книга, название которой состоит из одного слова" из списка к Книжному марафону великому роману "Отверженные", но, прочитав для школы "Обломова" Гончарова, я поняла, что очень хочу поделиться мыслями по поводу именно этой книги. Думаю, "Отверженные" никуда не денутся, ещё прочитаю и поделюсь впечатлениями!

Многим моим одноклассникам книга не понравилась. Конечно, она тронула, заставила задуматься о лени, но особых впечатлений не вызвала. Я тоже не могу сказать, что я в полном восторге. Но впечатления и эмоции были в изобилии.

Итак, Обломов - барин, живущий в Петербурге со слугой Захаром. В квартире грязь, сам Обломов ничего не делает, только лежит на диване в старом-престаром халате, думает, мечтает, разрабатывает план переустройства имения. Все 150 страниц первой части он лежит. Для меня это было пыткой. Было забавно наблюдать за его отношениями с не менее ленивым Захаром, но мне было лень читать.

Затем приехал деятельный друг Обломова Штольц, который выдёргивает приятеля из грязи и пыли. Тут герой встречает свою любовь, расцветает, становится деятельным, читает книги, думает и действует. Эти прекрасные главы преображения с читала на одном дыхании. Но потом наступила зима, и Обломов начинает опять впадать в спячку, а одновременно с этим пропадает мой интерес к книге.
Но почему моё желание читать книгу так зависело от состояния главного героя? Возможно, менялась насыщенность событиями повествования. Но всё же вместе с приходом апатии Обломова я теряла надежду на его будущее. Бывают книги, в которых безнадёжность выглядит поэтично, бывает, хочется прочувствовать что-то очень грустное, трагичное. Но Гончаров изобразил депрессивность, апатию и лень без прикрас, а мне не хотелось читать об этом.

Ещё я задумалась о том, что в каждом из нас живёт Обломов. Просто его концентрация разная, да и сила воли и воспитание разные у каждого человека. Но на самом деле у каждого есть потенциал стать Обломовым.

При этом Обломов состоит не из сплошной апатии. Обломов готов придумать план по спасению мира, но он никогда не сделает ни шажка навстречу исполнению своей миссии. Есть много людей, которым легче свалить проблемы и дела на другого, а потом пожалеть себя бедненького. Я знаю людей, которые не могут брать на себя ответственность за собственные поступки, хотят, чтобы о них всю жизнь заботились. Наверное, это не так ярко выражено, но таких людей много. Думаю, во мне умеренное количество Обломова, часто лень или нет настроения работать, а заставить себя действовать может только подходящий к концу дедлайн или что-то ещё похуже.

А вы читали эту книгу или что-то про ленивых и депрессивных? Как относитесь к этому явлению в реальности?

7 комментариев:

  1. Про "Отверженных" интересно было бы узнать...
    У меня тут проскакивала мысля, что лень - это не нежелание что-либо делать, а надежда, что оно сделается, случится, разрешится само собой (стало быть, кем-нибудь другим)...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересная мысль. Думаю, такая надежда есть у каждого, только некоторые люди не дают ей главенствующее положение. Но и в 19 веке, судя по книге, такой стиль жизни был хоть и возможен, но неудачен, а про сегодняшнюю загруженность я и молчу.

      Удалить
    2. А сегодня это, кстати, проще. Как-то есть ещё люди, которым можно на шею сесть и ножки свесить. И как-то их немало, если честно...

      Удалить
  2. Читала эту книгу в школе в свое время:) я с тобой согласна, Обломов есть в каждом, все зависит от того, насколько человек с этим справляется.

    ОтветитьУдалить
  3. даа, каждый из нас немного обломов. читала в школе, но уже порядком подзабыла. нужно будет как-то освежить в памяти

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тогда приятного чтения! Надеюсь, Обломов не разочарует!

      Удалить